Современное понимание профориентационной работы заключается в формирование неких универсальных качеств у обучающихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор. Быть профессионально мобильными.
Цель профориентационной работы – подготовка обучащихся к обоснованному, осознанному и самостоятельному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности, воспитание трудолюбия, формирование профессиональных знаний, умений и навыков, формирование личностных качеств, способствующих успешной адаптации в условиях рыночной экономики.
Задачи профориентационной работы:
формирование у обучающихся личностных и общественно – значимых мотивов выбора профессии;
определение склонностей, интересов и способностей, обучающихся к конкретному виду деятельности;
создание условий для допрофессиональной подготовки обучающихся с учетомвыявленных интересов, склонностей, способностей и социального запроса их родителей;
расширение возможности социализации обучающихся;
ознакомить обучающихся с информацией об учебных заведениях области, региона, страны;
пропаганда востребованных в обществе профессий;
оказание помощи обучающимся при решении вопроса о выборе профессии;
организация совместной деятельности школы, предприятий, Центра занятости населения, учреждений и объединений дополнительного образования по профориентации обучающихся;
мониторинг профориентационной работы школы и профессионального самоопределения выпускников.
Основные этапы и цели профориентационной работы
Начальная ступень получения образования (1-4 классы)
Цель: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на участии детей в различных видах деятельности (посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.).
Основная ступень получения образования:
5-7 классы. Цель: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; развитие представлений о профессиях, о собственных интересах, возможностях в области тех или иных профессий (формирование образа «Я») и соотнесение своих возможностей с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку; приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре и др. через формирование трудовых и коммуникативных навыков. Расширение познания перечня профессий.
8-9 классы. Цель: оказание обучающимся психолого-педагогической поддержки и помощи в формировании и принятии осознанного решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего получения образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда; создание условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению через факультативные занятия и другие курсы по выбору, групповые и индивидуальное консультирование, социальные и профессиональные пробы, знакомство с рынком труда и востребованными профессиями.