Меню сайта

Сетевое взаимодействие с МРЦ "Левобережье"

С 2021 года МОУ Левобережная средняя школа города Тутаева Тутаевского муниципального района по решению Ученого совета ГАУ ДПО ЯО ИРО от 10 июня 2021 года начинает работу  в статусе Базовой площадки по теме «Формирование языковой культуры обучающихся, в том числе культуры речи, культуры чтения и культуры общения на русском языке».

 На базе МОУ Левобережная школа было сформировано сетевое взаимодействие муниципальных образовательных учреждений, целью которого стало создание условий для совершенствования профессиональных компетенций учителей-предметников в области формирования языковой культуры обучающихся, в том числе культуры речи, культуры чтения и культуры общения на русском языке.

Перед коллективом школы были поставлены следующие задачи:

  1. Организовать и провести курсы повышения квалификации педагогов, обучающих и практикоориентированных семинаров, вебинаров по формированию языковой культуры обучающихся, в том числе культуры речи, культуры чтения и культуры общения на русском языке.
  2. Разработать методические рекомендации по сопровождению педагогов в области формирования языковой культуры обучающихся, в том числе культуры речи, культуры чтения и культуры общения на русском языке.
  3. Повысить образовательные результаты учащихся образовательных организаций.

Основными направлениями  деятельности базовой площадки стали:

- организационно-консультационная деятельность.

- образовательная деятельность.

- методическая деятельность.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Никольская основная школа является участником сетевого взаимодействия школ левобережья.

Благодаря работе руководителя муниципального ресурсного центра Смирновой С.К. и куратора Киселевой Н.В. у педагогов нашей школы появилась прекрасная возможность стать участниками разнообразных по форме и содержанию мероприятий.

В рамках программы формирования языковой культуры обучающихся  в нашей школе велась работа со словом. Для формирования перечня слов для словарного диктанта для обучающихся 5 – 9 классов были выбраны предметы гуманитарного цикла (русский язык, литература, история, обществознание). После проведения  диктанта слова были размещены в образовательном пространстве школы

   

Спустя неделю был проведён повторный диктант, результаты двух диктантов представлены в презентации «Опыт работы школ левобережья в рамках Модели метапредметной методической системы по проблемам обеспечения языковой культуры по направлению «Работа со словом на разных предметах»
Система работы со словом выстраивается через различные приёмы работы с терминами. Такая работа  расширяет и качественно обновляет словарный запас ученика, формирует прочные, осмысленные знания основ наук, умение логично изложить свою точку зрения и обосновать ее с высокой степенью научности. Педагоги использовали такие приёмы работы с терминами, как лексический и этимологический анализ, словообразовательный анализ, подбор однокоренных слов, анализ и классификация орфограмм, составление словарных диктантов учащимися, итоговые словарные диктанты.
Работа со словом не прекращается, так, например, на уроках немецкого языка  говорим о словах, которые пришли в русский язык из немецкого, при этом обращаем внимание на то, как пишется правильно данное слово и почему тот или иной предмет назван именно так

   

С 1 сентября 2023 года  уделяется большое внимание развитию шахматного образования . Для обучающихся начальной школы ведётся курс внеурочной деятельности «Шахматы в школу». Но при обучении игре в шахматы детям приходится сталкиваться с разными терминами и тут на помощь снова приходит немецкий язык

   

На уроках географии используются разные методики работы со словами (терминами). Важность регулярной работы учащихся над терминами обусловлена рядом причин. Первая заключается в незнании сущности большинства терминов географической науки. Кроме того, с первых уроков географии и первых страниц учебника шестиклассники сталкиваются с терминами, сущность которых раскрывается значительно позже, поэтому текст учебной статьи порой становится малопонятен и трудно воспроизводим. Вторая причина кроется в том, что знания о терминах, полученные в начальном курсе географии, довольно быстро утрачиваются, следовательно, необходимо периодическое возвращение к ним в последующих курсах географии. Третья причина обусловлена тем, что представление учащихся о целом ряде терминов с самого начала имеет искаженный характер.

Первая методика основана на подборе фактов (объектов, примеров, явлений, событий), позволяющих осмыслить вводимый термин.

Рассмотрим алгоритм работы на примере понятия «рекультивация».

Первый этап предполагает фиксирование термина, вычленение его ведущих признаков. Рекультивация – полное или частичное восстановление ландшафта, нарушенного хозяйственной деятельностью человека, включающее два этапа: технический и биологический. Существенные признаки: нарушение ландшафта в результате хозяйственная деятельность человека, технический и биологический этапы восстановления ландшафта.

Второй этап заключается в подборе фактов (объектов, примеров, явлений, событий), позволяющих осмыслить изучаемый термин. В нашем примере географическими объектами, позволяющими осмыслить понятие «рекультивация» являются: овраг, террикон, карьер.

Алгоритм работы по изучению термина

Объекты

Проявление признаков

Термин: Рекультивация от лат. cultivo – обрабатываю, возделываю

Существенные признаки:

  1. Нарушение ландшафта в результате хозяйственная деятельность человека.
  2. Технический и биологический этапы восстановления ландшафта.

Овраг – форма рельефа в виде относительно глубоких и крутосклонных незадернованных ложбин, образованных временными водотоками.

  1. Одной из причин роста оврагов является хозяйственная деятельность человека (вырубка лесов, нарушения агротехники).
  2. Овраги засыпают, бетонируют вершины и стенки, проводят облесение и залужение склонов и дна.

Террикон – отвал, искусственная насыпь из пустых пород, извлеченных при подземной разработке месторождений угля и других полезных ископаемых.

  1. Возникают в результате добычи полезных ископаемых.
  2. Технический этап восстановления ландшафта предполагает: планировку отвалов, придание откосам нужной формы, покрытие их плодородными грунтами и т. п. Биологический – озеленение и облесение территории.

Карьер – совокупность горных выработок, оборудованных для добывания полезных ископаемых открытым способом.

  1. Возникают в результате добычи полезных ископаемых открытым способом.
  2. Восстановление ландшафта включает: планирование откосов, распределение на откосах и                 дне растительного грунта, возможно устройство водоемов.

 

Третий этап предполагает на основе анализа таблицы полное осмысление термина, и включение его в существующую терминологическую систему учащегося.

Вторая  методика предполагает работу с терминами, имеющими некоторые сходные существенные признаки. На первом этапе фиксируется толкование понятий, например; море, залив, пролив. На втором этапе термины анализируются и выделяются их общие признаки. На третьем этапе определяются частные признаки. Четвертый этап предполагает подбор примеров, характеризующих изучаемые термины

Алгоритм изучения терминов со сходными признаками

Признаки

Термины

Море

Залив

Пролив

1. Определение       термина

Часть океана, обособленная участками суши или поднятиями дна, отличающаяся от него свойствами воды, течениями, живыми организмами

Часть океана (или моря), вдающаяся в сушу, но свободно сообщающаяся с основной частью океана (моря)

Часть океана, относительно узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон сушей

2. Общие признаки:

  1. Часть океана
  2. Встречаются во всех океанах

3. Частные признаки:

Моря обособлены сушей или поднятиями дна.

Обмен воды с океаном замедлен.

Моря бывают окраинными и внутренними

Заливы имеют свободный обмен водой с океаном.

Заливы также могут называться фьордом, бухтой, лиманом, губой

Проливы узкие пространства. Проливы могут соединять моря, моря с океанами, океаны

4. Примеры, характеризующие термины

Окраинные моря: Аравийское, Берингово, Норвежское и другие. Внутренние моря: Красное, Балтийское, Черное и др.

Заливы: Гвинейский, Финский, Мексиканский, Обская губа, Бенгальский и др.

Проливы, соединяющие моря: Карские Ворота, Босфор и др.

Проливы, соединяющие море с океаном: Гибралтарский и др. Проливы, соединяющие океаны: Дрейка, Берингов и др.

В современных учебниках географии очень часто можно увидеть стихотворения. Учитель предлагает детям прочитать данное стихотворение и составить к нему географический комментарий, например, стихотворение  «ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ» 

Ночь северная в звездном одеянье.

Снегов голубоватое сиянье.

Колеблющийся в сумраке Ямал,

Морозный пар, незримой стужи вал –

То океана мощное дыханье.

Мелькнет совой короткий зимний день

Там, за холмами, и в сугробы канет,

Оттуда солнце краем глаза глянет

И спрячется опять в ночную тень.

Ему зимой подняться в небо лень.

Прекрасна эта краткая заря,

Она – как всплеск блестящей, мокрой щуки!

И тихо все. Смолкают в тундре звуки.

Таинственна ночная жизнь зверья.

Сидит лисица у норы песцовой.

Спит куропатка под кустом в снегу.

Следы мышей во мраке ищут совы.

Крадётся волк, согнувшийся в дугу.

Движенье в стаде. Возглас пастуха.

И гром ружья. Взволнованы олени.

А тундра вновь таинственно тиха,

Лишь по снегам перебегают тени.

И, как о свете дня воспоминанье,

Вдруг северное вспыхнуло сиянье.

Географический комментарий к стихотворению может быть следующим: «В стихотворении дается характеристика природной зоны тундры через описание особенностей полярной ночи, используя для этого упоминание территории, описываемой в стихотворении (Ямал).Очевидна прибрежность территории и, в следствие этого, сильное влияние океана на природу полуострова (то океана мощное дыханье).На низкие температуры воздуха указывают прилагательное морозный и словосочетание стужи вал. Словосочетание «в сугробы канет» указывает наличие снега и образование сугробов в следствие ветра (океана мощное дыханье).На равнинный характер поверхности указывают упоминаемые холмы (Там, за холмами).Погода в данное время антициклоническая.

Тот факт, что автор упоминает о тенях, перебегающих по снегам, косвенно говорит о наличии источника света в ночи – луны. Второй источник света - северное сияние. Их наличие является указанием на отсутствие облаков, и, следовательно, на высокое атмосферное давление из-за нисходящих токов воздуха. В первой строке стихотворения есть указание на звездное небо (в звездном одеянье), а звезды видны только на безоблачном небе. Описание появления солнца над горизонтом в семи строках стихотворения подчеркивает краткосрочность его появления (Мелькнет совой короткий зимний день). Глагол мелькнёт подчеркивает его непродолжительность. Для характеристики короткого полярного дня на Ямале как нельзя подходит русская поговорка «Зимний денек — воробьиный скок».Положение солнца не высоко над горизонтом легко определяется по строке «Ему зимой подняться в небо лень».

Работа со словом плавно перешла в работу с текстом

 Педагогам нашей школы представилась замечательная возможность пройти обучение и стажировку по программе  «Формирование читательской грамотности школьников. День единого текста».Сначала мы изучали теорию, затем  присутствовали на открытых уроках по работе с единым текстом, но потом , используя полученные знания , пробовали самостоятельно разрабатывать уроки  и представлять их не только для педагогов школ левобережья. Наши педагоги стали участниками регионального  конкурса методических разработок с использованием технологии «День единого текста»

Сертификат за участие в региональном конкурсе методических разработок  с использованием технологии "День единого текста"

В разработке сценариев для проведения Акции «День единого текста в школе» очень важно понимать , что важными составляющими читательской деятельности ,поддающимися измерению, являются читательские действия, связанные:

-с нахождением и извлечением информации из текста

-с интеграцией и интерпретацией текста

-с осмыслением и оценкой текста

-с использованием информации из текста.

А каждой группе читательских действий соответствуют определённые читательские умения. Но важно понимать, что формированию определённого умения способствуют правильно подобранные и правильно сформулированные задания. Не всегда это получалось , но наши наставники  и педагоги из школ левобережья делились своим опытом работы, чтобы повысить нашу компетентность.

Также  нам очень  помог тренажёр «Тайна читательской грамотности обучающихся», разработанный Киселёвой Н.В. Педагоги школы с удовольствием выполняли предлагаемые задания, проверяя свои знания

   

 

Важнейшими составляющими читательской деятельности, поддающимися измерению, являются читательские умения , степень сформированности которых необходимо отслеживать, чтобы оценить результативность работы педагогов и принять своевременные и обоснованные решения.

Педагоги нашей школы уже не первый год используют лист индивидуального прогресса обучающихся, который помогает видеть  динамику продвижения учащихся, определить проблемные зоны и  разработать  на основе этого листа стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных умений.